История
История
возникновения станицы Абинской
(Из книги абинского краеведа Виктора
Петровича Пономарева «Очерки истории основания закубанских станиц в середине 19
века» («Из истории станицы Абинской 1863–1917 гг.» (в сокращении).
Станица Абинская, ныне город Абинск находится в юго-западной части
Краснодарского края на реке Абин в среднем ее течении. Еще в первой половине XX
века река несла свои воды в Тлахофижские и Аушедские болота, а теперь впадает в
Варнавинское водохранилище. Река дала и название станице, этимология которого
до сих пор не ясна. В.Н. Ковешников
предложил несколько вариантов объяснения этого гидронима. В абхазском языке
есть слово «абна» – лес, и еще одно похожее слово – «абаа» – крепость. В
тюркских языках есть корень «аб», означающий «река, вода». И еще есть мнение,
что название реки произошло от этнонима «абун» – имени меотского племени [1].
А.В. Пьянков считает, что гидроним Убин и очень близкий ему по форме Абин имеют
индоиранское происхождение и являются реликтами забытых древних языков [2].
Спорным является и
вопрос о дате основания станицы. Считается, что официальная дата основания
Абинской – 12 сентября 1863 года, когда был издан приказ военного министра Д.А.
Милютина [3]. Именной указ, объявленный в приказе военного министра, «о
наименовании станиц, вновь водворенных в 1863 году в Закубанском крае, и о
сформировании в Кубанском казачьем войске двух конных полков – Абинского и №
26» последовал 3 сентября 1863 года [4]. Принимать это событие за точную дату
образования станицы Абинской вряд ли правомерно. Станица к этому времени уже
заселялась и обустраивалась. Более обоснованной может считаться другая дата – 8
мая (по новому стилю – 20 мая) 1863 года, когда первые семьи азовских казаков
начали строительные работы по возведению жилищ [5]. Однако не стоит забывать о
том, что история Абинска началась гораздо раньше – с момента закладки отрядом
генерала А.А. Вельяминова 22 августа 1834 года на левом берегу реки Абин
военного укрепления [6]. Двадцать лет, до апреля 1854 года, существовало
Абинское укрепление. Первые годы в нем несли службу роты Тенгинского и
Навагинского полков, а начиная с 9 января 1838 года гарнизон составили 1-я, 2-я
и 3-я роты Черноморского казачьего линейного батальона [7].
Также установлен
факт проживания в крепости и мирного населения – это жены и дети нижних чинов и
офицеров. У женатых офицеров была еще и прислуга [8]. Когда началась Крымская
война, высшее начальство приказало вывести гарнизоны закубанских и береговых
крепостей на правый берег Кубани. Но это была временная мера, всего через
девять лет на месте упраздненного Абинского укрепления стали строить казачью
станицу. Учитывая данные обстоятельства, можно говорить, что история Абинской
станицы началась с момента устройства укрепления.
С 1861 года российское
правительство стало активно разрабатывать проект заселения западной части
Кавказского хребта казачьими станицами, с тем, чтобы окончательно сломить
сопротивление горских племен. В результате этой работы явился указ от 10 мая
1862 года, утверждавший «Положение о заселении предгорий западной части
Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России». Для
новых поселений отводилось 136 000 десятин земли от Кубани на севере до
Главного Кавказского хребта на юге, от Адагума на западе и до Большой Лабы.
Предполагалось поселить 17 000 семейств из расчета по четыре человека в каждой
семье. Большую часть переселенцев – 12 562 семьи – должно было выставить
Кубанское войско, а остальные – из Азовского и Донского казачьих войск [9].
Согласно высочайшему положению, в конце мая 1862 года в Натухайском округе
силами переселенцев из Азовского и Кубанского казачьего войск при непосредственном
участии Адагумского отряда под командованием П.Д. Бабыча стали возводить 11
новых станиц. Половина их строилась на местах бывших укреплений: Варениковская,
Гостагаевская, Раевская, Новороссийская, Неберджаевская, Крымская. Все они
составили Адагумскую кордонную линию. Командующий войсками Кубанской области
граф Н.И. Евдокимов предполагал в том же году возвести еще одну станицу у
бывшего Абинского укрепления. Войска Адагумского отряда построили Абинский
укрепленный лагерь к северу от разрушенных бастионов. Сюда 13 мая 1862 года из
Адагумского укрепления перевели штаб-квартиру Крымского пехотного полка [10].
Необходимость возведения станицы
на месте бывшего укрепления на Абине была продиктована, прежде всего,
военно-стратегическими соображениями. От укрепления вверх по реке, через бывшее
Николаевское укрепление и ущелье реки Адегой, проходила колесная дорога,
построенная генералом А.А. Вельяминовым в 1836 году. Через перевал Нако (ныне
Кабардинский перевал) она выходила самым коротким путем на берег Черного моря
[11]. С западной стороны к Абинскому укреплению через невысокие отроги горных
хребтов подходила Константиновская дорога. Ее построил до начала Крымской войны
адмирал Л.М. Серебряков как участок дороги от Новороссийска до Екатеринодара
[12]. Именно здесь и рассчитывал командующий создать еще один опорный пункт
Адагумской кордонной линии, поселив 250 семей азовских казаков. Но возвести
станицу Абинскую в 1862 году только силами войск Адагумского отряда не удалось
– «по непредставляющейся возможности относительно материальных средств» [13].
В начале января 1863 года в
Главном штабе Кавказской армии возник проект возведения 21 станицы со стороны
восточного берега Черного моря, в том числе и 11 станиц на пространстве между
Абином и Хаблем. Из последних предполагалось сформировать Шапсугский казачий
полк. Однако командующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич не
утвердил это наименование, и в документах, начиная с 25 марта 1863 года, полк
называется Абинским. Командир – подполковник В.Е. Фролов – в начале апреля
приступил к формированию полка. Он был снабжен подробной инструкцией по
устройству новых станиц, «имеющих поступить в его ведение и исполнить все
подробности дела по водворению жителей» [14]. Высшее начальство отказалось от
возведения в 1863 году трех станиц: Пшадской, Геленджикской и Кабардинской, а
станицы Абинскую, Шапсугскую, Эриванскую, Мингрельскую, Антхырскую, Хабльскую,
Грузинскую и Ильскую предполагало заселить казачьими семьями из войск – Кубанского,
Азовского, Донского, а также женатыми нижними чинами Кавказской армии и
государственными крестьянами. Станица Абинская должна была устроиться
исключительно азовскими казаками [15].
Очередные партии азовцев начали готовиться к переселению в Закубанье с
осени 1862 года. С конца ноября из Сухумской и Константиновской морских станций
стали прибывать казаки, служившие в Азовской войсковой баркасной команде.
19
апреля 1863 года наказной атаман Азовского казачьего войска генерал-майор К. Решетилов отдал приказ о переселении
первой партии азовских казаков на Кавказ. Семейства, не имевшие средств для
сухопутного следования, отправили морским путем. Партия из 16 семей под
командой урядника Григория Кулика из станицы Петровской в порту Бердянска
погрузилась на паровую шхуну «Эльбрус». Всего было 77 человек при поклаже 500
пудов, погрузка обошлась переселенцам в 14 рублей серебром [17]. Согласно рапорту
подполковника В.Е. Фролова, который он отправил в штаб войск Кубанской области,
первая партия азовских переселенцев из укрепления Константиновского в
сопровождении войск Натухайского военного округа благополучно прибыла в
Абинский укрепленный лагерь 8 мая 1863 года и была «там поставлена на
водворение до прибытия остальных» [18].
Остальные семьи азовских
казаков последовали в Закубанье сухопутным путем. Наказной атаман К. Решетилов
разделил оставшиеся 488 семей на три партии. Предполагалось, что это позволит
прибыть на новые места гораздо быстрее и организованнее. Атаман учитывал и
настойчивые просьбы казаков следовать постанично, «не разделяясь с родными и не
смешиваясь с жителями других станиц» [19]. Число офицеров, определенных для переселения,
составлялось из расчета один на каждые сто семейств. Во главе первой партии был
поставлен есаул Д. Подгурский и хорунжий Е.М.
Гладкий. 1 июня есаул Подгурский привел свою партию в
лагерь на Абине, где уже обустраивались первые 16 семей. Всего оказалось 1088
жителей. К ним добавились 65 человек из станиц Старощербиновской, Марьянской и
Царской [24]. 25 июня 1863 года Абинский полк был окончательно сформирован,
согласно штатному расписанию, в нем значилось два штаб-офицера, 18
обер-офицеров, 89 урядников и 1756 казаков, распределенных по пяти конным
сотням. Казаки станицы Абинской составили четвертую сотню [25].
Отметим, что строительство станицы началось еще ранней весной, когда по
распоряжению командующего Адагумским отрядом и начальника Натухайского округа
генерала П.Д. Бабыча сюда были направлены Крымский и Ставропольский пехотные
полки во главе с полковниками Михайловым, Маняти и Скалозубовым [26]. Солдаты,
истосковавшись по работе, горячо взялись за дело. Они должны были к прибытию
переселенцев обосновать станицу. Эту задачу они успешно разрешили. Возвели
земляные валы с тыном из вкопанных стволов деревьев и по углам небольшие
бастионы, которые опоясали рвом. Необходимо заметить, что станицу Абинскую
решили не закладывать непосредственно на месте бывшего укрепления, а отступили
на полверсты к западу. Здесь после вырубки леса было больше ровного
пространства. Абинское военизированное поселение построили по всем правилам
фортификации того времени. Оно было огорожено двойным плетнем из вертикально
укрепленной хмеречи, с таким расстоянием между ними, чтобы при поджоге наружной
изгороди огонь не мог переброситься на внутреннюю. Внутри соорудили пороховой
погреб, цейхгауз, казармы, офицерский дом и некоторые другие постройки.
Ежедневно поочередно одна часть отряда занималась строительными работами,
другая заготовляла в ближайших окрестностях бревна, слеги, фашины и хворост.
Вначале строительство домов в станице Абинской шло медленно. В ведомости об
устройстве домов от 31 июля 1863 года окончательно построенными значатся 60 из
203. Казакам часто приходилось отвлекаться на работы по заготовке сена и на
военные мероприятия против горцев. Однако к началу зимы все постройки были
завершены [28]. По ведомости о постройке жителями станицы Абинской домов на
декабрь 1863 года здесь числилось 213 домов [29].
Первоначально строили
исключительно на левом берегу Абина. Здесь располагалась относительно обширная,
плоская равнина, которая возвышалась над правым берегом реки на 6–8 метров.
Более низкий правый берег с поймой и надпойменной террасой, сплошь покрытый
густым, труднопроходимым лесом, долго не заселялся. Процесс освоения
право-бережья начался только в 1870 году, когда построили первый деревянный
мост через реку Абин и прорубили просеку до станицы Антхырской [31]. Сейчас
здесь пролегает современная автомобильная трасса Новороссийск-Ростов. Это
позволило начать медленное переселение казачьего сословия с левого берега на
правый с более плодородными землями.
Несмотря на все трудности,
жизнь в станице постепенно налаживалась. 31 июля на станичном сборе были
избраны должностные лица казачьего самоуправления: судьи – Филипп Рудас и
Демьян Гладкий, и их заместители – Иван Масловец и Герасим Заверюха [32].
Первым начальником станицы Абинской стал есаул Дмитрий Подгурский, но вскоре
ему было присвоено звание войскового старшины, и его перевели в штаб Абинского
полка в станице Хабльской. С июля 1863 года на должности начальника станицы
Подгурского сменил хорунжий Евтихий Гладкий [33].
Посемейный список переселенцев Азовского
казачьего войска, отправленных до лагеря на р. Абин под командою урядника
Григория Кулика. Апреля 19 дня 1863 года.
1. Григорий Иванович Кулик 2. Демьян Егорович Коношенок
3. Филипп Никитович Козинец
4. Никита Николаевич Кравченко
5. Семен Иванович Турчановский
6. Семен Емельянович Воробьев
7. Алексей Матвеевич Омелик
8. Иван Николаевич Николаенко
9. Варфоломей Степанович Шевченко
10. Михаил Иванович Турчановский
11. Семен Данилович Рудый
12. Лаврентий Моисеевич Симоненко
13. Илья Андреевич Ткаченко
14. Михаил Григорьевич Завгородний
15. Федор Петрович Дудник
16. Иван Мамонович Молдованов
17. Карп Михайлович Куличковский
18. Осип Алексеевич Диденченко
19. Алексей Ильич Мореквасов
1. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. –
Краснодар, 2006. С. 18–19.
2. Пьянков А.В. Заметки по топонимике Западного Закубанья // Интеграция науки и
высшего образования в социальной сфере. Сборник научных трудов. – Краснодар,
2003. С. 172–173.
3. Неподоба В., Волков С. Абинск. – Краснодар, 1987. С. 9.
4. Полное собрание законов (далее – ПСЗ). Собр. 2. Т. 38 (1863). – СПб., 1866.
Ст. 40026.
5. Пономарев В.П. Очерки истории основания закубанских станиц в середине XIX
века. – Крас¬нодар, 2007. С. 99–100.
6. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. VIII. – Тифлис,
1881. С. 352.
7. Государственный архив Краснодарского края (далее – ГАКК). Ф. 263. Оп. 1. Д.
5. Л. 3.
8. ГАКК. Ф. 263. Оп. 1. Д. 10. Л. 33.
9. ПСЗ. Собр. 2. Т. 37. – СПб., 1865.
10. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 397. Л. 112.
11. Акимченков Г.Ф. Геленджикская кордонная линия: эволюция экологической
ситуации со времен Кавказской войны до наших дней // Историко-археологический
альманах. Вып. 5. – Армавир–Москва, 1999. С. 107–108.
12. Еременко А.К., Подыма К.И. Именем России нареченный. – М., 1988. С. 48.
13. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 396. Л. 121.
14. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Л. 93, 95.
15. Там же. Л. 47–48.
17. Там же. Л. 1089, 1097.
18. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 857. Л. 359.
19. Там же. Л. 311.
24. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 12. Л. 61.
25. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 1х. Л. 5–6.
26. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 2а. Л. 2.
28. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 858. Л. 129–130.
29. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 12. Л. 61.
31. ГАКК. Ф. 722. Оп. 1. Д. 167. Л. 23.
32. ГАКК. Ф. 389. Оп. 1. Д. 12. Л. 2 – 2об.
33. Там же. Л. 8.
Вернуться назад